О нас
История
Новости
СШ по спортивной гимнастике
ООО "СК "СпортАрт"
Результаты
соревнований
Тренеры
Фотографии
Видео
Публикации в
прессе
Контакты
Наши партнеры


Рожденный для неба...

18 января 2008 года исполнится 90 лет со дня рождения нашего земляка, гвардии капитана Александра Клубова -дважды Героя Советского Союза. ...Свинцом горячим небо все прошито: Воздушный бой стремителен, жесток. Свились в клубок три вражьих «мессершмита», И лишь один советский ястребок. Ревут в смертельной ярости моторы, Треск пулеметов, пушек перестук... А все село не сводит с неба взоров, Глаза прикрывши козырьками рук... Так написал о воздушном бое поэт Виталий Иванов. А мне все кажется, что это - о нем, 26-летнем вологодском пареньке из деревни Яруно-во, что под Вологдой: о гвардии капитане Александре Клубове, летчике-истребителе. На его счету 457 боевых вылетов, 95 воздушных боев, 31 лично сбитый фрицевский самолет и 19 в групповых боях.

Завтра он отметил бы свое 90-летие, и мы подняли бы чарку за его здоровье... И кто знает, как после войны сложилась бы судьба боевого летчика, до каких бы высот он поднялся? Глядишь, и генералом бы стал, а то и до маршала авиации дослужился. Вологжане - народ толковый...

В свое время бывший командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, в котором служил Александр Клубов, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, вспоминал: - ... Меня радовало то, как глубоко молодые летчики воспринимали искусство маневра. В одном из них - Александре Клубове - мы угадали ведущую черту его характера: умение навязать противнику свою волю. Тренируя его на ведущего, я был его ведомым. Во время одного из учебных полетов появились «мессеры». Мои ученики на мгновение растерялись и расползлись. Одного «мессера» я подбил, потом стал окликать своих летчиков: «Где вы?»

Клубов оказался выше меня. Он вел бой. Меня обрадовала его манера драться. На земле это спокойный, чуточку флегматичный человек. В учебных полетах маневры Клубова были даже несколько вялы. А сейчас, в бою, он преобразился. Его движения сделались резкими и сильными. Он насел на врага и коротким ударом сверху зажег немца.

В Клубове жила настоящая душа истребителя: он всегда искал боя. И вместе с тем, он был летчик трезвого риска. С каждым боем росло мое уважение к этому тихому, малоразговорчивому и очень спокойному человеку...

Один из красивых боев мы провели с Клубовым уже после Кубанского сражения, на Миусфронте, когда он прикрывал мою ударную группу. Немцев было много. Сорок бомбардировщиков и двенадцать истребителей. Зная общую воздушную обстановку в этом районе, мы еще на земле разработали примерный план боя. Клубов должен был «связать» немецких истребителей. Он так и сделал. В то время, когда моя четверка занялась « юнкерсами», четверка Клубова отбивала контратаки « мессершмитов». Я был твердо уверен, что Клубов сделает свое дело -свяжет немецких истребителей, и, закончив бой, только спросил его по радио: «Сколько?» Четверка Клубова сбила трех немцев и обеспечила мне свободу действий.

Таков Клубов - он смел, но не бесшабашен. При всем своем спокойствии и хладнокровии в нужный момент он способен пойти на риск, даже на отчаянный риск.

Деревенский паренек сызмальства познал вкус хлеба, взращенного своими руками. Да и как иначе? В деревне без дела не живут. Но так было угодно судьбе, что после окончания семилетки он уезжает в Ленинград учиться на токаря. Закончив школу ФЗО, трудовую жизнь начинает на карбюраторном заводе настройщиком станков-автоматов. Здесь же, на заводском дворе, он впервые увидел планер, купленный членами местного ОСОВИА-ХИМа, и здесь же, в городе на Неве, впервые занял место в кабине пилота. В октябрьском номере заводской газеты за 1938 год Александр вместе с другими заводчана-ми, получившими в ОСОВИ-АХИМе навыки пилотов и парашютистов, писал: «Мы готовы в любую минуту, если потребуется, пересесть с учебного самолета на боевой». 22 июня 1941 года в 4 часа утра такая минута настала не только для него...

В 1939 году Сашу Клубова призывают в ряды Красной Армии, а вскоре он становится курсантом Чугуевского военного авиационного училища. Знания, полученные в аэроклубе, помогли ему быстрее многих других курсантов освоить авиационную науку. Затем - служба в Закавказье. Уже на четвертые сутки войны, его авиаполк перебрасывают на прифронтовой аэродром. А первое боевое крещение наш земляк принял уже в июле 1941 года. Тогда шестерка советских истребителей столкнулась с восьмеркой немецких бомбардировщиков. В ходе боя Клубов и его товарищи сбили четыре вражеских машины.

В августе 1942 года, в боях под Моздоком, когда немецкие танкисты уже заливали радиаторы боевых машин водою из Терека, а вражеская авиация имела многократное превосходство в воздухе, Клубов открывает свой боевой лицевой счет. Здесь же, в ходе одного из боев, его И-153 получает серьезные повреждения. Самолет загорелся, Александр Федорович успел покинуть падающую машину, но получил сильнейшие ожоги лица и рук. В этом же году он получил свой первый орден Красного Знамени. Чуть позже - орден Отечественной войны I степени. В мае 1943 года военные дороги привели его в полк Александра Покрышкина.

Вскоре между двумя боевыми летчиками завязалась крепкая солдатская дружба, несмотря на различие в званиях и чинах...

Пройдет совсем немного времени, и отважный ас скажет молодым летчикам: «Учитесь у Клубова. Он не ждет, а ищет врага. У него душа настоящего истребителя...».

Затем бои за Днепр... За три месяца боев вологжанин лично участвует в 28 воздушных боях, при этом сбивает десять самолетов противника! Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года ему присваивается звание Героя Советского Союза. А чуть позже, Клубов примеряет капитанские погоны. Ведь он - уже командир эскадрильи 10-го гвардейского истребительного авиационного полка. Впереди его ждут Яссы, где только за пять дней боев он сбивает 9 и повреждает 3 вражеских самолета! Затем Висла, и снова бои, бои, бои...

1 ноября 1944 года стал черным днем для всего личного состава полка. В этот день самолет Клубова неподалеку от польского городка Сталева Воля потерпел аварию... Сильный боковой ветер, плохо отремонтированная взлетная полоса аэродрома, подорванная фрицами при отступлении, не позволили самолету благополучно завершить маневр. Самолет перевернулся, летчик ударился головой о прицел. Через полтора часа он скончался в больнице...

Похоронили легендарного летчика со всеми воинскими почестями во Львове на холме Славы.

Через двадцать три года после войны маршал авиации Александр Покрышкин напишет в своей книге «Небо войны»: «...Он был чистый, могучий человек...Да, я говорю наперед, он был...Если бы его не подвела машина...Но он погиб. Нелепо и трагически погиб...

В моей жизни Клубов занимал так много места, я так любил его, что никто из самых лучших друзей не мог возместить этой утраты. Он был беззаветно предан Родине, авиации, дружбе, умный и прямой в суждениях, горячий в споре и тонкий в опасном деле войны... «.

После его гибели командование дало ход документам, до этого нереализованным, на присвоение ему повторно звания Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны, наш земляк, гвардии капитан Клубов стал дважды Героем Советского Союза... Посмертно.

После отделения «незалежной» Украины и выхода ее из состава СССР по требованию украинского правительства прах героя был изъят из холма Славы и по просьбе родственников и при самом активном содействии Губернатора области Вячеслава Позгалева перевезен в город Вологду.

...Помнится, когда 22 июня 2001 года в день 60-летия со дня начала Великой Отечественной войны на Веденеевском воинском кладбище проходило перезахоронение останков нашего земляка, над могилой в бреющем полете прошло звено самолетов, отдавая дань признательности и уважения летчику-истребителю, гвардии капитану Александру Клубову, человеку, рожденному для неба...

Уже в мирное время именем Александра Клубова названа улица в областном центре, в селе Кубенском Вологодского района установлен бронзовый бюст героя, а в районном краеведческом музее есть действующая экспозиция, рассказывающая о прославленном земляке. А в преддверии 90-летия со дня рождения фронтового летчика, глава Вологодского муниципального района Александр Гордеев подписал постановление о том, что 2008 год на территории района объявлен Годом Александра Федоровича Клубова.

К сожалению, сейчас, когда засилье «желтой прессы» превысило все разумные пределы, и сплошь, и рядом идет оболванивание читателей, я не удивлюсь, когда на страницах газет в дни этой славной даты появятся «откровения» о нашем прославленном вологодском летчике.

Попытка очернить его имя в глазах потомков уже была предпринята несколько лет назад, в преддверии 60-летия Великой Победы, но, к сожалению «правдолюбцы» и по сию пору не унимаются. И их инсинуациям мы должны и просто обязаны противопоставить одно - нашу любовь и уважение к героическому земляку. Так было, и так будет!

Александр РАЕВСКИЙ, подполковник запаса, специально для «Красного Севера» При подготовке материала использованы публикации В.Б.Конасова и Г.А.Акиньхова.
17 января 2008